Теперь в нашем онлайн-магазине доступна уникальная книга «BEAM-робототехника. От азов до создания практических устройств», идеально подходящая как для кружков робототехники, так и для самообучения дома. Вы можете приобрести её по привлекательной цене в 699 рублей. Дополнительная информация о книге доступна на нашем сайте. Также в ассортименте нашего онлайн-магазина представлены готовые наборы для сборки роботов, с помощью которых ваш ребенок сможет легко собрать своего первого робота, следуя нашим подробным инструкциям. Перейти в магазин


[ Раскрыть online-чат / Закрыть ] · [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: S-T-A-L-K-E-R, nightmare, Aleks_Crow, Huntswarrior  
Как мы практическую олимпиаду по Arduino организовывали
Отправлено 25.10.2018 - 23:281
Администраторы
3417 сообщений
Мужчина
Сергей Мельников (проект SERVODROID): Я считаю идеальным, когда у всех участников роботы работают так, как и были запрограммированы
В начале октября в Санкт-Петербурге завершился ежегодный Международный фестиваль робототехники «РобоФинист». В рамках фестиваля были проведены соревнования в 32 категориях, практическая олимпиада по робототехнике для детей средней и старшей возрастных категорий, оценка работ свободной творческой категории и большое количество других мероприятий.
В организации и проведении практической олимпиады на РобоФинисте активное участие принимал большой друг и партнер нашего портала Сергей Мельников, который рассказал много интересного о фестивале, соревнованиях и развитии робототехники в целом.

Robogeek.ru: Здравствуйте, Сергей. Два года назад Вы дали нам развернутое интервью о Вашем кружке и об истории его создания. Расскажите, что интересного произошло у Вас за этот период? Как развивается кружок? Каких целей удалось достичь?
Сергей Мельников: Здравствуйте! Школьный кружок робототехники работает в прежнем режиме, за исключением одного небольшого изменения – его теперь ведет другой педагог, совместно с которым ребята занимаются созданием роботов и различных интересных проектов. С 2016 года ребята поучаствовали в различных робототехнических соревнованиях, таких как «Следование по линии», где даже умудрились побороться за призовое место со студентами, показав 3-й результат! Также ребята создавали интересные и актуальные проекты. Один из них «РобоКот» — напечатанный на 3D-принтере кот, в которого встроили датчики, контроллер и научили этого кота проявлять страх и реагировать на внешние источники. Эти проекты ребята разрабатывали для исследовательских и демонстрационных целей. Уверен, если они не остановятся на своих идеях, их ждет интересное будущее!

Robogeek.ru: Как сегодня обстоят дела с образовательной робототехникой в Вашем родном городе?
Сергей Мельников: В 2018 году в нашем Печенгском районе (Мурманской области) робототехника начала стремительно развиваться, в район приглашаются педагоги, которые преподают робототехнику в таких больших городах, как Санкт-Петербург, Москва. Эти педагоги обучают ребят, которые приходят в кружки в школах или в специальные «робо-лагеря» на каникулы, и даже других педагогов, которые хотят двигаться в ногу со временем и не отставать от прогресса. Ребята ездят с проектами на научные конференции, одна из них проводилась в Индии (конкурс «I make»).
Я рад, что наконец-то до компаний, которые являются градообразующими в нашем регионе, начало доходить то, что робототехника и автоматизация очень популярна. В основном благодаря этим компаниям и активистам робототехника начала развиваться у нас так динамично.

Robogeek.ru: В этом году Вы проводили практическую олимпиаду на РобоФинисте. Расскажите, как удалось оказаться на фестивале в такой роли? Это Ваш первый подобный опыт?
Сергей Мельников: Как говорится, «новое – хорошо забытое старое»! Время не стоит на месте, нужно развиваться и делиться своим опытом, делать работу над ошибками и строить планы на будущее. В далеком 2010-2011 году, будучи студентом, я работал в Физико-математическом лицее №239, преподавая BEAM-робототехнику до 2012 года. В то время в лицее совсем не занимались радио-электроникой, так как тогда была популярна LEGO-робототехника.
Будучи студентом я взялся за идею запустить кружок радиоэлектроники, где ребята обучались и получали бы навыки в схемотехнике, пайке, конструировании, так как навыки программирования у ребят были достаточно хорошими и им нужен был опыт создания роботов с нуля, используя радиокомпоненты, текстолит, датчики, моторчики… Спустя два года я закончил свое обучение в Санкт-Петербурге и вернулся в Мурманск, где проработал в ИТ-сфере 6 лет, активно занимаясь продвижением и популяризацией робототехники в своем краю.
Но, как я говорил ранее, время не стоит на месте, и нужно двигаться дальше – в 2018 году я вернулся работать Санкт-Петербург, в Президентский физико-математический лицей №239 преподавать робототехнику. Нужно отметить, что, пока я отдыхал от бурной робототехники на нашем Севере, тут, под руководством опытных педагогов, ребята создают очень сложные инженерные конструкции, работают с различным сложным оборудованием, таким как лазерные и фрезерные станки, промышленные 3D-принтеры. За эти годы кружок значительно преобразился, в лицее появился «Центр робототехники ПФМЛ 239», на базе которого идет обучение робототехнике по всем существующим направлениям – от моих любимых beam-роботов до летательных роботов, систем с навигацией, компьютерным зрением. Я рад, что мне удалось вернуться на свою любимую стезю и работать по этому направлению, которому я посвятил активные 10 лет жизни.
Так как РобоФинист проводится с участием лицея, я взялся за организацию и проведение практической олимпиады. Проведение различных робототехнических мероприятий для меня не в новинку – я занимался проведением своих мастер-классов по робототехнике на фестивалях «Arctic Wave» несколько лет подряд, также проводил различные Offline-соревнования на своем ресурсе по робототехнике. Так что проблем с организацией и проведением не возникает. Сам процесс разработки олимпиадных заданий, поиск вариантов их решений, подбор комплектующих – это сложно и интересно!


Только дурак нуждается в порядке-гений господствует над хаосом...
Онлайн ЧАТ по робототехнике ! Заходи и общайся без регистрации =)
Профиль Личное сообщение Дом. страница icq Skype
34
Отправлено 25.10.2018 - 23:292
Администраторы
3417 сообщений
Мужчина
Robogeek.ru: В расписании фестиваля было заявлено несколько направлений: Lego, Arduino, ТРИК. За какое направления Вы отвечали?
Сергей Мельников: Да, олимпиады проводились в разных направлениях, и я отвечал за Arduino. Использование микроконтроллеров, особенно таких, как платы Arduino, позволяет придумать любой проект в кротчайшие сроки. Перед организаторами стоит непростая задача – придумать такие задания, которые не повторяли бы предыдущие и были максимально «робототехническими». В этом году для ребят были придуманы 3 задания, включающие создание подвижных и неподвижных робототехнических платформ.
Одно из заданий – создание манипулятора, который должен сортировать бракованную продукцию, находящуюся на конвейере. Сложность состоит в том, что ребятам предлагается использовать гидравлику для управления манипулятором. Для этого был спроектирован манипулятор из картона и фанеры. В этом задании участникам было разрешено вносить свои иди и менять конструкцию манипулятора для выполнения поставленной задачи. Я считаю это задание самым сложным, поскольку тут необходимо решить, каким образом управлять манипулятором, чтобы учитывать все те погрешности, которые могут возникнуть при конструировании. Надо отметить, что часть команд использовала готовые варианты, а часть ребят сделали сложные «авторские» конструкции для решения поставленных задач.
Второе задание – создание робота, который умеет проезжать змейку в виде выставляемых в 2 ряда стенок. Сложность задания заключается в том, что при прохождении роботом трассы, он должен учитывать наличие просветов между стенами, уметь «отфильтровывать» полупрозрачную стенку (в виде решетки), ну и самое сложное – не касаться и не сбивать стенок.
Третье задание – творческое: необходимо собрать, запрограммировать и запустить робота, который будет чистить забившиеся сливные сточные отверстия, которые располагаются вдоль тротуаров. В качестве мусора выступали черные и белые банки, - белые банки означали сложный мусор, который не проходит в отверстия и его нужно вытащить наружу, а черные – мелкий мусор – который нужно протолкнуть в отверстие. Задание с прицелом на практическое применение.

Robogeek.ru: Были ли участники, которые смогли по-настоящему удивить Вас? На Ваш взгляд, какими качествами и навыками должен обладать потенциальный победитель подобных олимпиад?
Сергей Мельников: Больше всего, конечно, нас удивили те решения и те конструкции, которые участники придумали для первого задания – манипулятора.
Для состязаний в практической олимпиаде по Arduino участники должны, прежде всего, иметь практические навыки работы с различными радио-компонентами, знать, как они работают и как их использовать в проектах. Знания схемотехники, конструирования, программирования, пайки, поиска информации обязательны.

Может быть такая ситуация, когда вместо привычных ардуинщику модулей «датчиков линии» будут выданы фототранзисторы с резисторами и светодиоды, и им нужно знать, как из этого сделать датчик линии. Конструкторские навыки по умолчанию у всех уже хорошо развиты, в этом сомневаться не приходится. Поиск информации – очень важный момент, так как в проектах могут использоваться различные модули или компоненты, для которых нужно найти описания (DataSheet), библиотеки, описания использования.

Robogeek.ru: Если говорить в целом по РобоФинисту, чем запомнился фестиваль в этом году? Что предложили бы изменить/доработать организаторам фестиваля?
Сергей Мельников: С каждым годом в фестиваль вовлекается все больше участников и стран. В этом году РобоФинист посетили участники из России, Хорватии, Казахстана, Беларуси, Турции, Боснии и Герцеговины. На фестивале было до 34 различных категорий.
Как и полагается крупным фестивалям, тут можно было увидеть различные направления робототехники: от простых до сложных, от мелких до больших, от управляемых до полностью автономных.
Сам фестиваль проводился в Питерском СКК и все свободные залы, открытые пространства – все были заняты различными проектами, полигонами, трассами и прочими робототехническими изделиями, которые можно было пофотографировать, потрогать и даже поуправлять!

Robogeek.ru: Каким, по Вашему мнению, должен быть «идеальный турнир по робототехнике»?
Сергей Мельников: Идеальный турнир по робототехнике – когда каждый заявленный участник принял участие, попытал свои силы и среди конкурентов были выявлены самые лучшие команды. Гости фестиваля, посетители видят в роботах, выступающих на соревнованиях, крутые рабочие устройства, которые умеют летать, ползать, ездить, прыгать. Но мы-то с вами знаем, как тяжело участникам приходится справляться с такими ситуациями, когда до соревнований все роботы налажены, проверены и работают, а придя на само соревнование у участника вдруг перестает работать робот – например, после его транспортировки. Это очень сложно – заставить робота работать на соревновании именно так, как он работал дома или на родном поле. Так вот я считаю идеальным, когда у всех участников роботы работают так, как и были запрограммированы!
 
Robogeek.ru: Сегодня в России проходит довольно много различных фестивалей и турниров по робототехнике для детей всех возрастов, внешне очень похожих друг на друга. Как Вы считаете, нужно ли подобное многообразие?
Сергей Мельников: Несомненно нужно иметь разделение направлений турниров по сложности. Это необходимо для того, чтобы вовлечь юных робототехников, которые только начинают выступать на соревнованиях, и опытных разработчиков, которые являются живым примером для начинающих.
Сейчас робототехника в больших городах настолько развита, что любой родитель может пойти в ближайший магазин и купить там различные наборы для сборки и программирования роботов. И если в различных центрах робототехники, таких как наш, обучение детей проводится по специальной методике, где ребята последовательно изучают те предметы, которые нужны им для того, чтобы начать заниматься робототехникой, то родитель просто берет и покупает готовый набор с инструкциями, по которым можно собрать робота. В итоге у ученика 8 класса может быть собран робот, по сложности не уступающий студенческим командам. И те, и другие хотят участвовать в соревнованиях, но соревнования разделены по возрастной категории. Так что я считаю, что наличие внешне похожих, но различных по уровню сложности и возрастным категориям турниров оправдывает свое существование и практику использования.

Robogeek.ru: Дайте совет ребятам, которые не заняли призовые места в этом году, но уже настроены на участие в следующем турнире.
Сергей Мельников: Все участники, которые принимают участие в олимпиаде по Arduino, заслуживают положительных отзывов, так как само проектирование и использование плат Arduino говорит о том, что ребята любят самостоятельно разрабатывать проекты, не пользуясь готовыми наборами. Участие в соревнованиях – это бесценный опыт, который ребята получают и используют в реализации последующих проектов. Я желаю им быть настойчивым и не бояться экспериментировать в решении нестандартных задач!

Robogeek.ru: Сергей, большое спасибо за ответы. Желаем успешного дальнейшего развития и новых сложных и интересных проектов!


Только дурак нуждается в порядке-гений господствует над хаосом...
Онлайн ЧАТ по робототехнике ! Заходи и общайся без регистрации =)
Профиль Личное сообщение Дом. страница icq Skype
34
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: